С 1 марта 2025 года в России вступил в силу очередной этап обязательной маркировки товаров лёгкой промышленности. Это третья по счёту волна маркировки, и теперь под новые правила попадают дополнительные группы товаров: нижнее бельё, носки, чулки, перчатки, головные уборы, купальники, одежда для новорождённых и другие товары.
Все участники цепочки — от производителей до розничных точек — обязаны наносить маркировку на одежду. За невыполнение требований предусмотрены административные наказания, включая значительные штрафы и изъятие немаркированных товаров без возможности вернуть их в оборот.
Крайний срок, до которого нужно промаркировать остатки — 1 ноября 2025 года, а срок ввода остатков в оборот — 1 декабря 2025 года.
Маркировка одежды 2025: какие товары попадают под новый закон
В соответствии с постановлением Правительства №883 от 29 июня 2024 года маркировать нужно:
-
футболки, майки, топы,
-
мужское и женское нижнее бельё,
-
трикотажные изделия, в том числе пижамы, халаты, ночные сорочки,
-
купальные костюмы,
-
колготки, чулки, носки, гольфы,
-
перчатки, варежки,
-
шапки, береты, банданы,
-
галстуки, шарфы,
-
товары для детей, включая одежду для малышей.
Как определить, нужно ли маркировать товар
Точно определить, нужно ли маркировать тот или иной товар, вы можете с помощью кодов ТН ВЭД ЕАЭС или ОКПД 2. Он указывается в сертификате или декларации на продукцию. Проверить коды можно на сайте для маркировки остатков одежды Честный Знак.
Чтобы определить, подлежит ли товар маркировке, нужно сверить коды ТН ВЭД ЕАЭС или ОКПД2 с теми, что указаны на сайте «Честного знака». Найти коды можно в разрешительных документах — сертификате соответствия или декларации соответствия на товары.
Даты и сроки маркировки остатков одежды в 2025 году
— 1 марта 2025 года — старт нового этапа маркировки,
— с 1 августа 2025 года — запрет продажи немаркированной одежды, хранение разрешено
— до 30 сентября 2025 — нужно ввести в оборот импортные товары, ввезённые до 1 июля 2025 года,
— до 1 ноября 2025 года — маркировка складских остатков,
— до 1 декабря 2025 года — нужно ввести уже промаркированные остатки в оборот.
Облегчите себе жизнь
Как не тратить время и силы на маркировку остатков
Для этого вы можете обратиться к специалистам Эвотора. Мы введём все нужные остатки легпрома в оборот —
|
Разрешительный режим при продаже маркированной одежды: о чём стоит знать
«Честный знак» — госсистема, которая ведёт учёт маркированной продукции. При продаже товара код маркировки отправляется на проверку: система определяет, можно ли сбывать этот товар.
Проверка проходит в «разрешительном режиме» — это особая форма контроля, которая проходит в двух режимах. Они неразрывно связаны между собой:
✅ Онлайн-проверка — когда касса в реальном времени через интернет сверяется с базой «Честного знака».
✅ Офлайн проверка — когда на устройстве нет интернета или не удалось связаться с «Честным знаком» онлайн.
В обоих случаях касса должна свериться с системой маркировки и выдать кассиру ответ — можно продавать товар или нельзя.
Но при онлайн-режиме касса проверяет марки по базе, которая хранится на сервере «Честного знака». И если доступа к ней нет, происходит офлайн-проверка — по базе, которая формируется автоматически в памяти кассы.
Если механизм проверки на кассе выключен, продавец может случайно продать проблемный товар — данные об этом получит «Честный знак» и это станет поводом для визита Роспотребнадзора.
Кто обязан наносить маркировку
Весь товарооборот проходит через участников рынка, и к каждому предъявляются определённые требования:
-
Производители получают и наносят коды маркировки, регистрируют продукцию в системе.
-
Импортёры маркируют товары до момента ввоза в страну, затем отражают нужную информацию в документах.
-
Дистрибьюторы и магазины получают уже промаркированный товар, вводят его в оборот и продают конечным потребителям.
Какую одежду можно продавать без маркировки
Обязанность не распространяется на:
— изделия, изготовленные на заказ: в случае, если вы продаёте клиету услугу, а не товар – это должно быть указано в договоре,
— подержанную одежду, поступившую в секонд-хенд с кодом ТН ВЭД 6309 (в остальных случаях маркировать одежду нужно).
Что такое маркировка комплектов и наборов
Предприниматели могут маркировать товары в комплектах и наборах:
-
Комплект — это товары, который продаётся в одной упаковке. Комплекты нельзя разукомплектовывать и продавать составные товары отдельно. На один комплект нужно получать один код маркировки. Например, комплектом может быть постельное бельё (код ОКВЭД 6302).
-
Набор — это совокупность товаров, которые могут быть собраны в продавцом для реализации в виде товарной единицы. В наборе могут быть товары, которые нужно маркировать, и которые маркировать не нужно. В любой момент продавец может расформировать набор и продавать составные товары отдельно.
Можно промаркировать набор одним кодом маркировки — но только в случае, если упаковка не может быть открыта без повреждений. Но если вы хотите продавать товары из набора по-отдельности, нужно будет получать коды маркировки на каждую товарную единицу.
Как сформировать набор на продажу Например, вы хотите продавать вместе майку и трусы — это будет набор товаров. Вот, что нужно сделать, чтобы законно его продавать: 1. Создайте на кассе три карточки товаров: на майку, на трусы и отдельно на весь набор. 2. Закажите три кода маркировки — на каждую карточку товаров. 3. Сформируйте набор в личном кабинете «Честного знака». Это можно сделать в разделе «Маркировка»→«Документы»→«Формирование набора». Выбирайте нужные позиции и «вкладывайте» их в набор. Готово! Можно по закону продавать набор. |
Маркировка остатков одежды в Честном знаке: инструкция
Промаркировать остатки вы можете через сайт «Честного знака». Общий порядок следующий:
-
Зарегистрируйтесь в системе «Честный знак».
-
Опишите товары, указав состав, цвет, длину рукавов, целевой пол, состав, полный код ТН ВЭД, номер регламента, возрастную категорию, бренд, размер.
❗Важно: если ваши товары отличаются хотя бы одним параметром — цветом, размером, брендом — то для такой позиции нужно создавать отдельную карточку. -
Пополните счёт, чтобы оплатить коды (стоимость одного кода — 60 копеек с НДС).
-
Закажите необходимое число кодов.
-
Получите и напечатайте коды.
-
Введите товары в оборот.
Подробная инструкция на сайте Честный знак
Рекомендуется ещё раз сверить данные, чтобы не было ошибок — если что-то будет указано неверно, придётся менять коды.
Это возможно
Как промаркировать остатки легпрома за несколько минут
Обратитесь к специалистам Эвотора — они сделают всё за вас: зарегистрируют магазин в госсистеме, создадут карточки товаров
|
Что нужно для легальной продажи одежды
Когда товар с кодом попадает к покупателю, его необходимо официально «вывести из оборота» — тем самым система получает сигнал, что продукция продана. Это можно сделать двумя способами:
-
автоматически — с помощью онлайн-кассы «Эвотор»: после сканирования кода касса всё передаёт сама,
- вручную — через личный кабинет «Честного Знака».
Какое оборудование и программное обеспечение вам пригодится для работы
Чтобы 3 волна маркировки остатков одежды не стала для вас препятствием в работе, вам понядобится:
-
УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись,
-
онлайн-касса,
-
сканер 2D-штрихкодов, поддерживающий работу с кодами Data Matrix,
-
принтер этикеток.
Где размещать коды на товарах
Код маркировки можно разместить:
-
непосредственно на продукте,
-
на упаковке,
-
на ярлыке или бирке.
Запрещено клеить коды на прозрачные плёнки или закрывать их другими наклейками — они всегда должны оставаться читаемыми при продаже.
Выводы
С марта 2025 года правила маркировки стали распространяться на более широкий ассортимент одежды. Чтобы торговля продолжалась без перебоев, лучше не откладывать процессы и начать подготовку уже сейчас.
Лучше заняться более важными делами
Специалисты Эвотора промаркируют остатки легпрома за вас
Сделают всё — от регистрации в «Честном Знаке» до заказа кодов маркировки. Вам не придётся во всем разбираться —
|