1 сентября 2024 года вышло постановление, которое внесло ряд корректировок в закон о маркировке пива. В частности, были введены новые этапы маркировки:
✔️С 1 марта 2025 года предприниматели, которые продают пиво в кегах, обязаны передавать данные об обороте в госсистемы через электронный документооборот (ЭДО). При этом нужно передавать данные в поэкземплярном учёте.
✔️С 1 сентября 2025 года аналогичные правила распространяются на продавцов пива в потребительской упаковке — банках и бутылках.
Это значит, что в 2025 году продавцам пива нужно перейти на ЭДО, иначе торговать по закону не получится. Рассказываем подробнее, как подготовиться к торговле по новым правилам.
Что такое ЭДО и поэкземплярный учёт
Электронный документооборот — это законный способ обмениваться документами через интернет, без бумаг. Через него вы сможете получать и отправлять передаточные документы (УПД) поставщикам.
Чтобы его использовать ЭДО, нужно подключиться к операторам — сертифицированным государством компаниям, которые являются посредниками при передаче электронных документов.
Поэкземплярный учёт — это способ отчитываться о продажах, при котором вам нужно отправлять в «Честный Знак» уникальный код маркировки каждой кеги, бутылки или банки пива. Кстати, Эвотор с установленными сервисами «УТМ Плюс» и «ЭДО» будет делать это автоматически.
Как настроить ЭДО и законно продавать пиво в 2025 году
1. Подключить и настроить электронную подпись (ЭЦП). Она нужна, чтобы подписывать электронные документы. ЭЦП обладает такой же юридической силой, как и обычная подпись, которую вы оставляете ручкой на бумаге.
Чтобы подключить ЭЦП, вы можете обратиться в любой удостоверяющий центр, который сертифицирован Минсвязи России.
Для работы с ЭЦП вам нужно будет установить на компьютер специальные программы, а также проверить, что электронная подпись работает нормально. Это можно сделать, например, на сайте Госуслуг.
Как настроить ЭЦП
Читать на портале поддержки
Если вы не хотите тратить время на настройку подписи, можете обратиться в Эвотор. Мы поможем подключить и настроить ЭЦП.
2. Выбрать оператора ЭДО и подключиться к нему. Обмен электронными документами осуществляют операторы — это могут быть разные компании. При выборе оператора важно проверить, что он сертифицирован. Ещё один важный момент: стоит проверить, что оператор ЭДО может обмениваться документами с поставщиками, которые используют других операторов ЭДО — эта функция называется «роуминг».
Чтобы подключиться к ЭДО, нужно оставить заявку на сайте оператора, отправить документы и подписать договор.
Если у вас Эвотор, то вы можете подключить сервис ЭДО от Эвотора. Преимущества сервиса:
✅ Сможете работать с документами как на кассе, так и на компьютере.
✅ Все документы по продажам, закупкам, налогам будут храниться в одном месте.
✅ Сможете подключиться сразу к нескольким операторам ЭДО — и удобно переключаться между ними в одном сервисе.
✅ Сможете обмениваться документами с партнёрами, которые подключены к любым операторам ЭДО. Без дополнительных настроек.
3. Настройте интеграцию ЭДО и «Честного Знака». В большинстве случаев ЭДО автоматически будет подключён к системе маркировки. Для начала работы вам нужно зайти в личный кабинет «Честного Знака» и в настройках указать оператора ЭДО, которого вы используете.
4. Сообщить поставщикам, что вы перешли на ЭДО — и хотите обмениваться документами через интернет. Если ваши с поставщиком операторы совпадают, можете отправить ему приглашение на обмен документами — эта функция есть в ЭДО. Если операторы разные, нужно будет предварительно настроить роуминг.
5. Обучите сотрудников работать с электронными документами. Сообщите им, как работать в системе ЭДО, подписывать, отправлять и получать документы.
Инструкции от Эвотора по работе с ЭДО
Готово! Можете продавать пиво, отчитываться о продажах и работать по закону.
Какие сервисы Эвотора помогут продавать пиво по закону в 2025 году
«ЭДО» — сервис, который поможет перейти на электронный документооборот и подписывать документы от контрагентов прямо на кассе и в личном кабинете Эвотора. Сможете работать в одном окне с 4 операторами, чтобы не учиться пользоваться разными кабинетами операторов.
«УТМ Плюс» поможет продавать алкоголь и маркированное пиво по всем правилам и экономить время. Сервис сам будет передавать данные в ЕГАИС и «Честный Знак», вести учёт товаров и заполнять алкодекларации — а вы избавитесь от рутины и не попадёте на штрафы.
«Маркировка» пригодится вам, если вы торгуете, кроме пива, другими маркированными товарами. Сервис поможет отчитывать о продажах в «Честный Знак», а также перейти на ЭДО — он включён в стоимость сервиса.
Если не хотите во всём разбираться сами, обратитесь к специалистам Эвотора. Мы поможем вам подготовить точку к новым правилам торговли: подключим все необходимые сервисы и наладим процессы.
Как будет происходить обмен УПД с поставщиками пива
Алгоритм несколько отличается от обмена УПД с поставщиками, которые продают другие товары:
1. Поставщик подписывает УПД на партию пива, которую отправляет вам. Но отправляет документ не вам, а в «Честный Знак» — на проверку.
2. «Честный знак» запрашивает данные о товарах в ЕГАИС — то есть проверяет лицензию на пиво и права на продажу.
3. Если с партией товаров всё в порядке, «Честный Знак» отправляет подписанный УПД вам.
4. Вы подписываете уже проверенный УПД, и пиво поступает вам на баланс.
И всё! С пивом всё в порядке, и вы можете его продавать.